Вначале англичане обосновались в Ченнаи (Мадрасе), а затем в Колкате (Калькутте). А Дели, стратегически важный для прежних правителей страны, стал тихой обителью, тогда как Агра была столицей Северной Индии.
К всеобщему удивлению, во время визита в Индию в 1911 г. король Георг V объявил о переносе столицы Британской Индии из Калькутты в Дели. И этот город стал возрождаться, как феникс из пепла. Тогда же король и его супруга Мэри заложили первый камень в фундамент нового поселения к северу от Старого Дели и отправились на родину.
В 1913 г. английский архитектор Эдвин Лютьенс приплыл в Индию с планировочной комиссией в составе сэра Герберта Бейкера, Дж. Броди, г. Суинтона и др. Они не одобрили первоначальный выбор места. И как-то ночью потихоньку вынули памятный закладной камень, погрузили его на повозку и переместили в район Райсина-Хилл.
Такой бескомпромиссный способ был типичен для Лютьенса, который нес ответственность за проектирование новой столицы Нью-Дели, резиденции вице-короля (Раштрапати Бхаван) и сооружения в районе Раджпатха. Его подчиненные занимались остальным: множеством общественных зданий и кирпичными бунгало с лепниной и плоскими крышами, числом свыше четырех тысяч.
Прежде всего, Лютьенс объехал всю Северную Индию. Затем он принялся разрабатывать собственный проект: классические здания с индийскими традиционными элементами в виде длинных затемняющих карнизов в элегантном городе-парке, который можно расширять до бесконечности. Он назвал его: «Англичанин, одетый по погоде».
В работах по преобразованию засушливой и холмистой местности было занято 30 000 рабочих. Из Дхолпура, как некогда при возведении Шахджаханабада, привозили красный песчаник. Уильям Робертсон Мастоу, обучавшийся в лондонском Кью-Гарденс, давал рекомендации по посадке 10 000 деревьев. Стоимость строительства возрастала, и бюджет составил 21 млн. долларов.
Нью-Дели был торжественно открыт вице-королем лордом Ирвином 15 февраля 1931 г. В течение двухнедельных празднеств состоялись представления оперы «Мадам Баттерфляй» в Красном Форте, исполнялись шотландские танцы, в процессиях вышагивали разукрашенные слоны, а открытие выполненных Бейкером имитаций колонн Ашоки сопровождалось салютом из 21 орудия.
Шестнадцать лет спустя Нью-Дели оказался ценным наследием, оставленным англичанами (хотя и ненамеренно) новой независимой Индии: готовой столицей.